11 ноября 2023 года Озёрский технологический институт стал площадкой «Открытой лабораторной»

13
ноября
2023

11 ноября 2023 года Озёрский технологический институт — филиал НИЯУ МИФИ стал площадкой «Открытой лабораторной» – научно-просветительской акции по проверке научной грамотности, которая прошла по всей России. 

«Лаборантами» стали школьники (77 человек) и учителя городских школ 21, 23, 24, 30, 32,

38, 39: Языкова Светлана Сергеевна, педагог-организатор ОБЖ, учитель технологии, Филиппова Елена Валерьевна, учитель физики, Потапова Екатерина Вячеславовна, педагог – психолог, Иванова Татьяна Ивановна, заместитель директора, учитель химии, Жинкина Евгения Владимировна, учитель физики, Воронова Татьяна Александровна, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, учитель математики, Чибисова Татьяна Анатольевна, учитель математики.

Интерактивная лабораторная работа № 1

Лисицын С. Г. Резонанс! Резонанс? А достижим ли резонанс?

Изучали маятник Ван-дер-Поля. Использовали приборы: звуковой генератор, колебательный контур, лампочка.

Наблюдали переход к резонансу в виде биения вблизи резонанса.

Интерактивная лабораторная работа № 2

Халилов Равиль «Что не так с законом Ома?»

Изучали закон Ома (U=Е – I*r)

Использовали приборы: источник питания, малое сопротивление, реостат, мультиметр, амперметр, ключ – 2-3 набора.

Наблюдали закон Ома (U=Е – I*r), который говорит, что с увеличением силы тока напряжение должно уменьшаться, а в нашем эксперименте (меняем реостатом ток, напряжение на реостате уменьшается) получается наоборот. Если менять напряжение на источнике, то все в порядке. Почему?

Интерактивная лабораторная работа № 3

Леонтьева Н. В. «Движение электрона в магнитном поле»

Изучали как движется электрон в магнитном поле? Как увидеть это движение?

Использовали приборы: электронная лампа, катушки Гельмгольца, блок питания лампы, отдельно блок питания катушек для самостоятельной регулировки школьниками, тесламетр – измерение магнитного поля в зависимости от тока, протекающего в катушках, лабораторная установка e/m – наблюдение траекторий электрона в магнитном поле.

Наблюдали движение электрона в магнитном поле.

Интерактивная лабораторная работа № 4

Новиков Алексей «Загадочная гидродинамика»

Изучали уравнение Бернулли

А)

Использовали приборы: воздуходувка, шарик, воронка.

Наблюдали свободное движение шарика в струе воздуха, парение шарика на высоте 20 см над трубкой воздуходувки и парение шарика на высоте 3 мм над горлышком воронки.

Б)

Использовали приборы: емкость с водой с капиллярной трубкой.

Наблюдали как сморщивается струя, когда под струю подставляем палец.

Интерактивная лабораторная работа № 5

Борняков Кирилл «Измерение силы магнитного поля»

Изучали: Откуда берётся магнитное поле в магните? В чём разница между электродвигателем и генератором?

Использовали приборы: электромагнит малый, блок питания, реостат, ключ, динамометр, штатив.

Наблюдали какую силу по делениям на динамометре нужно приложить, чтобы вырвать сердечника из электромагнита.

Интерактивная лабораторная работа № 6

Нейфильд Эдуард «Странности механики»

Изучали Маятник Максвелла

Использовали приборы: гироскоп, волчок, китайский волчок, эллипсоид.

Наблюдали: Маятник – массивный маятник падает медленно, сила натяжения нити создает момент, потенциальная энергия маятника переходит в энергию вращения. Гироскоп – устойчивость оси гироскопа, свободная и вынужденная прецессия гироскопа.

 

Руководила и помогла участникам лабораторной разобраться с научными фактами и ненаучными вымыслами Изарова Елена Геннадьевна — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой электроники и автоматики, декан ФПКПК ОТИ НИЯУ МИФИ и Лисицын Сергей Григорьевич — кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой физики ОТИ НИЯУ МИФИ.

Участники ответили на десятки занимательных вопросов и заданий в «лабораторной», «завлаб» Изарова Е. Г. подробно разобрала каждое задание, что помогло школьникам понять правильность своей естественно-научной картины мира.

Студенты под руководством Хацкевич Валентины Алексеевны, специалиста по учебно-методической работе ФПКПК проверили все работы школьников-лаборантов.

Участники, набравшие наибольшее количество баллов, получили призы от партнеров акции — ФГУП «ПО «Маяк» и издательства Альпина Нон-Фикшн.